Карнавал в Путиньяно (Италия) – Carnevale di Putignano (Italia)
Декабрь – февраль, ежегодно

Карнавал в итальянском городу Путиньяно может похвастать двумя рекордами: во-первых, он является одним из старейших (первые письменные упоминания об этом празднике относятся аж к 1394 году), а во-вторых, одним из самых длинных (стартует задолго до остальных карнавалов – 26 декабря, заканчивается вместе со всеми).

Карнавал начинается с церемонии перемещения мощей Св. Стефана из Монополи в Путиньяно. Кстати, изначально он возник именно как торжество по этому поводу – к религиозной процессии присоединились ликующие крестьяне, которые стали спонтанно петь, плясать, кувыркаться и проч. Всем понравилось.

Символ карнавала – персонаж по имени Фаринелла. Внешне он похож на шута – его костюм состоит из белых и зеленых заплат, а на колпаке, воротнике и носках туфель красуются маленькие бубенцы. Зеленый и белый – это «фирменные» цвета города Путиньяно, означающие мир между кошкой и собакой – символами города. Что касается самого имени Farinella, то так называется особая мука из турецкого гороха и ячменя, которая была раньше основой народной кулинарии – ее добавляли в подливки и соусы, использовали для приготовления разных сладостей и проч.

Итак, карнавал начинается 26 декабря с ритуального вручения громадной свечи, которую Президент Карнавального Комитета передает Президенту Комитета Св.Стефана, небесного покровителя Путиньяно. Этот акт символизирует почтение, которое карнавальные власти испытывают перед религией. Кроме того, праздник как бы заранее просит прощения за все то грешное буйство, которое предстоит в ближайшие полтора месяца.


Одним из самых примечательных событий местного «прощания с мясом» является парад аллегорических платформ (Corsi mascherati), на которых установлены нарядные композиции, нередко посвященные каким-то насущным национальным проблемам. Благодаря своей злободневности и красочности парад – одно из самых привлекательных зрелищ карнавала.
Раньше характерным ритуалом карнавала в Путиньяно был так называемый «грохот», или “Lo Ndondaro”. Ранним утром в Жирный Вторник (то есть накануне Великого Поста) народ по сигналу начинал стучать в кастрюльки, тазики и сковородки, играть на музыкальных инструментах и так далее. Главной задачей было устроить оглушительную какофонию. К шумной процессии горожан присоединялся сам мэр и его свита, и вместе они доходили до здания ратуши, где грохот, наконец, прекращался. Это был один из самых веселых дней карнавала, когда люди забывали о разнице в социальном положении и безудержно праздновали – чтобы было в чем раскаяться, когда наступит время поста и воздержания. К сожалению, в середине 20-го века этот обычай умер – рост популярности карнавала привел к тому, что в нем стало участвовать слишком много иностранных туристов, не знакомых с местными традициями…

Финальная процессия карнавала, завершается шуточным похоронным шествием. Оплакивают, само собой, господина Карнавала. Лица «плакальщиков» скрыты под мрачными масками, они громко стонут и ненатурально рыдают. За скорбящими следует Вдова Карнавала, которая плачет, одновременно восхваляя добродетели покойного мужа. Ее сопровождают шуты, также фальшиво завывающие от горя.

На главной площади Путиньяно вдова принимает соболезнования от высших чиновников городского совета, после чего здесь же поджигают куклу, символизирующую ее покойного супруга. (Бывало, что использовалась фигура не человека, а поросенка, которая означала чревоугодие и разного рода излишества, допустимые во время карнавала).

Также, в рамках прощания с праздником, за час до наступления первого дня Поста начинают звонить в церковный колокол. Всего в него ударяют 365 раз. Звонят нарочно медленно, чтобы граждане успели напоследок побеситься и полакомиться остатками скоромного и вкусного. Но как только колокол смолкает, танцы и пение прекращаются. Над головами людей в полночь распыляют горсть пепла в знак того, что настало время себя ограничивать.

Но — карнавал живуч. Последние его всплески приходятся уже на первые дни Великого Поста. Например, игра под названием pentolaccia, аналог пиньяты, которая устраивается для детей. Суть такова: детям завязают глаза и дают в руки палку, которой они вслепую лупят по специально подвешенной большой «кастрюле» из папье-маше. Она наполнена глазированными печеньями, конфетками, шоколадками, леденцами, сушеными фруктами, мелкими игрушками и конфетти. В конце концов, люди, которые удерживают «пенталаччу» за веревку, перекинутую через крюк, отпускают ее, и сосуд разбивается об землю. Сласти и прочие приятности рассыпаются и достаются участникам забавы.